Мозаичные панно. Шикарно и практично.

История мозаики восходит к четвертому тысячелетию до н. э. — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии. Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым.

Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи.

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму.

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки. Помпеи, «Битва при Иссе» — Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.

В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры. В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало. В Германии с этим материалом в 1750—1770 гг. работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактура находятся в музеях Германии.

На смену старинной технике пришли промышленные технологии производства и укладки мозаичных композиций. Теперь мозаичные украшения используют в обычных квартирах и домах, ведь раньше такого жилища были достойны только царственные или очень богатые особы.

История мозаики берет свое начало в Древней Греции. В Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века.

Возникновение самого слова «мозаика» окутано тайной. По одной версии, оно происходит от латинского musivum и переводится как «посвященная музам». По другой - это всего лишь opus musivum, то есть разновидность кладки стены или пола из мелких камешков. В эпоху поздней Римской империи мозаику можно встретить практически везде: и в частных домах, и в общественных сооружениях. По большей части отделке подвергался пол, при украшении стен предпочтение отдавали фрескам. В результате рождались нарядные и по-настоящему величественные пространства.

Римские мозаики выкладывали из маленьких кубиков (столбиков) смальты (глушенного - непрозрачного и очень плотного - стекла) или камня. Иногда вход шли также галька и мелкие камешки.

Самая сложная из всех мозаик – флорентийская. Названа она так потому, что мастера Флоренции первыми стали использовать естественный, природный рисунок камня для получения готовых картин. К концу XVI века была выработана та особая техника мозаики, которая за свою историю не претерпела почти никаких изменений.

Флорентийская мозаика – создание художественного изображения из сочетания поделочных камней разных цветов, оттенков и геометрических форм. Отличительная особенность флорентийской мозаики – тщательная, без швов, подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости. Художественный эффект этой мозаики основан на идеальном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При разработке эскиза мозаичного панно прежде всего учитывают декоративные возможности имеющихся камней. Чем разнообразнее раскраска и природный рисунок, тем будет богаче палитра.

Мозаичные картины из камня обладают одним из наиболее ценных свойств – они вечны, краски камней не тускнеют, не выцветают и не осыпаются.

Казалось, композиции из смальты ушли в прошлое. Но это длилось лишь до XVIII века, когда русский ученый Ломоносов заново изобрел технику изготовления глушенного стекла. В России было создано великое множество настенных панно в технике римской или византийской мозаики. На Урале по мере расширения добычи камня появляется русская мозаика. В ней получили дальнейшее развитие идеи флорентийской мозаики. Теперь в ход идут не только мрамор и яшма, но и полудрагоценные самоцветы - малахит, лазурит и т. д.

Из чего делают мозаику:

Керамическая мозаика. Керамические чипсы внешне похожи на обычную плитку, только меньшего размера. Предлагаемые производителями цвета и оттенки очень разнообразны. Мозаика может быть глазурованной, а может быть с мелкими трещинками по поверхности, иметь разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности. Обычно керамические чипсы квадратные или прямоугольные. Подходят для облицовки самых разных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат и кухонь, спален и прихожих. Единственный недостаток неглазурованной керамики - пористая структура, со всеми вытекающими последствиями.

Существует и малопористая керамика. Материал отличается низким водопоглощением и высокой морозоустойчивостью, что незаменимо, например, для бассейнов. Специальная глазурь препятствует обра­зованию на поверхности плитки водного камня и сохраняет цвет под воздействием воды и агрессивной среды.

Природный камень. В производстве мозаики используют самый разный камень, начиная с природного туфа и кончая редчайшими породами мрамора и яшмы. Цвет природного материала неповторим, что делает мозаичное изображение особенным. Камень можно полировать, а можно состарить - тогда цвет будет приглушенным, а края более гладкими. Выпускают чипсы разной формы - от круглой до неправильной. Максимальный размер ­ 50х50 мм. Их широко применяют для отделки полов, дорожек, двориков. Для ванн и бассейнов используют камни, которые не впитывают влагу.

Искусственный гранит. Искусственный гранит сочетает в себе первородную природную основу и современные технологии (смешивают с битым зеркалом). Получается сверхпрочная облицовочная плитка с эффектом внутреннего свечения. По желанию заказчика при оформлении интерьера материалы можно комбинировать: гранит, мрамор, зеркало. Благодаря своим высоким эксплуатационными декоративным свойствам может быть использован для покрытия стен и полов разнообразных помещений, ступеней лестниц, в ванных комнатах и бассейнах.

Смальтовая мозаика. Венецианская смальта - это и есть тот самый великолепный материал, из которого создавали мозаики Византийской империи. Секрет ее изготовления передавали от отца к сыну и скрывали от чужаков. Сегодня технология производства смальты изобретена заново: стекло обрабатывают различными оксидами металлов и нагревают до высоких температур. В результате материал приобретает отличные физико-химические свойства: ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к различным агрессивным средам. Смальта интepecнa тем, что непрозрачна, но будто бы светится изнутри. Кроме того, каждый кубик немного отличается от других оттенком - из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Смальта одинаково хороша для стен и пола, для ванной комнаты, бассейна и гостиной.

Венецианское стекло. Сегодня это самый распространенный материал для производства мозаики. Оно долговечно, жаростойко, водостойко, морозоустойчиво и ударопрочно. Известно, что стекло имеет сплошную структуру, а значит, неподвержено влиянию микроорганизмов и бактерий. Палитра венецианского cтeкла настолько разнообразна, что трудно под­дается писанию. Самая распространенная форма наборных элементов - квадратная. Существуют чипсы трех размеров: 10х10, 20х20, 50х50 мм, толщина колеблется от 3 до 12 мм. Чем мельче чип­сы, тем детальнее будет изображение и точнее прорисовка изделия.

Стеклянная мозаика имеет широкую область применения: это стены и пол в любых закрытых помещениях, от кухонь до бассейнов и ванных комнат, а также поверхности мебели, каминов, фасады зданий.

Особенности набора мозаики

Известны два вида укладки мозаики – так называемые прямой и обратный наборы. В первой случае изображение выкладывают непосредственно на поверхности и закрепляют в штукатурном слое. Это самая древняя техника, именно она была характерна для римской и византийской мозаики, является наиболее сложной и трудоемкой а исполнении.

Обратный набор использовали в основном после XVIII века, он был более прост. При такой технике изображение выкладывают на кальку лицевой стороной вниз. После закрепления композиции с тыльной стороны ее лицевую часть окончательно обрабатывают, а иногда шлифуют. В результате возникает непросто эффект мозаики в привычном понимании, а иллюзия приглушенного блеска и фактуры даже не камня, а гобелена или ковра.

Фоновая мозаика. Ее создают из обыкновенной плитки (обычно размером 300х300 мм). На ней делают пропилы любых размеров. При этом сохраняется структура плитки и возникает эффект выложенной чипсами стены или пола.

Миксы. Разноцветные чипсы совершенно произвольно приклеивают к поверхности, при этом появляется ощущение некоторой заданнасти.

Мозаичные панно (используют метод обратного набора). На основу гото­вого рисунка накладывают фрагменты мрамора, гранита, конгломерата, все это наклеивают на самоклеящуюся пленку, затем на сетку (получается отдельная плитка). По желанию заказчика лицевую сторону шлифуют.

Современную мозаику набирают там же, где и производят. Для точных рисунков чипсы скалывают вручную. В магазины и салоны готовая продукция поступает в виде так называемых матриц, представляющих собой куски бумаги или сетки, на которые наклеены в строго определенном порядке чипсы.

На месте, где укладывают матрицу, надо лишь соединить фрагменты и при­крепить их к поверхности с помощью специального клея. Бумага наклеена на лицевую сторону чипсов, а сетка - на тыльную. После монтажа сетка навсегда остается под чипсами, а бумагу смачивают и удаляют. Специалисту нужно для укладки мозаики от двух дней до двух недель (в зависимости от размера и других особенностей поверхности).

Где применяется мозаика

Мозаика сможет наполнить красотой и цветом ваш дом и пространство вокруг него. Благодаря устойчивости к резким температурным перепадам, морозоустойчивости, водонепроницаемости, стойкости цвета и абсолютной неприхотливости — мозаика подходит для отделки как внутри дома, так и c наружи.

Ванная — пространство, где человек может отдаться мечтам и очистить тело и мысли. В ванной комнате мозаикой можно оформить как пол и стены, так и криволинейный поверхности – панель ванной, колонны, ступени, арки. Благодаря стойкости к щелочным веществам уход за чистотой мозаики очень прост. Стеклянная мозаика водонепроницаемая, по сравнению с керамической плиткой, которая при перепадах температур впитывает влагу и загрязняется, что приводит к микротрещинам и потери эстетического вида. Прекрасно смотрятся столешницы под раковину в мозаике, а также ковровый пол из колотой мозаики. Если Вам понравилась плитка и к ней нет подходящих декоров, декоры можно создать из мозаики. Также, мозаичный микс легко укладывать на ступеньки перед большой ванной.

Прекрасным решением будет полностью сделать ванную комнату из мозаики, ее можно нарисовать в цветах, выделить отдельную яркую стену рисунком или пейзажем, или расписать узорами. Практичным решением будем отделка поддона и стен душевой кабины в мозаике. Это место, где много мелких деталей и поворотных элементов, с которыми из плитки будет очень много подрезки, а мозаика легко с ними справится.

Мозаика идеальное и красовое решение для отделки чаш бассейнов, минибассейнов, фонтанов, стен бассейновых помещений. В бассейнах масса воды давит на стенки, заставляя их слегка расширяться. Расширение происходит за счет междуплиточных швов, и при больших размерах плитки она может потрескаться (поэтому международные стандарты ограничивают величину плитки для бассейнов). Стеклянная мозаика – это абсолютно непроницаемый материал, в бассейне он хороша и тем, что плоскость получается шероховатой благодаря множеству швов.

Мозаика на кухне. Робочую поверхность из мозаики очень любят хозяйки за неприхотливость в уходе, стойкость к щелочным веществам. Тем более, что богатая палитра цветов, возможности сочетания её с плиткой из других материалов представляют огромные возможности для дизайнерских решений.

Мозаика как декор. Мозаику можно применять как декор на стенах в гостиной, окантовку люстр на потолке, изголовье кровати в спальни, отделку подоконников. Мозаичные панно — это лучшее яркое и практичное решение декорирования интерьера.

Мозаичные картины и портреты могут быть великолепным подарком к Дню Рождения, Юбилею или другому празднику. Величие и красота, техника изготовления – как из мелких частиц создается живой образ, поразит любого человека и принесет радость от подарка.

Мозаика на фасадах зданий. Украшение фасада Вашего дома мозаикой сделает дом, запоминающимся и узнаваемым из далека.

Похожие материалы

Разновидности современной мозаики, техника укладки

Случайные фото из альбомов сайта luxhouse.org.ua.

Гостиная.


Спальня.


Кухня.


Ванная комната.


Детская комната.